Семинар  со старшими медсестрами отделений  КГП на ПХВ "Восточно-Казахстанский областной специализированный медицинский центр" УЗ ВКО

Провели  03 марта  2023г.

Основная часть проблем, связанных с нарушением установленных законами и внутренними документами правил, является результатом умышленных либо неосторожных действий сотрудников организации. Для их предотвращения в любой организации необходима простая, глубоко продуманная система. Сегодня такой системой, является комплаенс.

Актуальность комплаенса безусловно признана международной практикой и осознается все более значительным числом отечественных капитанов бизнеса. Комплаенс в настоящее время – одно из важнейших направлений превентивного реагирования на риски, возникающие во внутренней бизнес-среде, а также условия, генерируемые на национальном и международном законодательном уровне.

Создание комплаенс-служб в субъектах квазигоссектора является обязательством

Одной из функциональных задач комплаенса является внедрение в

организацию внутренних правил, регулирующих поведение и деятельность

сотрудников в части взаимодействия с клиентами и контрагентами, информационного обмена между внутренними структурными подразделениями, эффективной работы с другими организациями. Комплаенс в более узком понимании – это, прежде всего, соответствие внутренних параметров и документов организации требованиям действующего законодательства.

На практике комплаенс – уже неотъемлемый элемент регулирования и корпоративного управления.

Реализация комплаенс-функции осуществляется, как правило, юридической службой, внутренний аудит, комиссией.

Все внутренние нормативные акты любой организации в обязательном порядке согласовываются с юридической службой на предмет их соответствия действующему законодательству, что, делает наиболее пригодным для обеспечения нормального функционирования комплаенса. Комплаенс призван создать для компании дополнительную систему внутреннего регулирования, включая предупредительные процедуры и обучающие программы.

- вследствие служебных злоупотреблений или коррупционных

действий;

- в результате непрофессионализма и некомпетентности

сотрудников;

- при совершении противоправных воздействий извне;

- при возникновении угрозы бизнес-репутации, финансовой

несостоятельности и др.

Комплаенс затрагивает весьма широкий спектр общественных отношений, включая взаимоотношения между работниками и медицинской организацией, между бизнесом и общественными организациями, между компаниями и органами власти, и так далее. Весь этот круг взаимоотношений, как правило, регулируется соответствующими НПА,

которые в совокупности с внутренними регулятивными документами

хозяйствующих субъектов (организаций) составляют фундаментальную базу комплаенса.

Новизна исследования заключается в систематизации правовой базы основных видов комплаенса, как одного из новейших и перспективных

направлений казахстанской юриспруденции, развивающегося в стремительно

изменяющихся условиях, с учетом накопленного международного опыта, а

также в определении перспектив дальнейшего развития комплаенса в теории

и на практике.

Необходимы нормативные документы в медицинской организации  для внедрения и эффективного функционирования комплаенс-системы, а также для формулирования внутренних правил юридического лица, определяющих нормы и стандарты действий сотрудников в конкретных ситуациях и сомнительных обстоятельствах, что и составляет практическую значимость.

- комплаенс представляет собой свод законодательных, профессиональных и этических норм и правил общего и индивидуального характера, обязательных для соблюдения всеми работниками медорганизации, государственных и общественных структур независимо от их положения в иерархии и выполняемых ими функций,

Появление и бурное современное развитие комплаенса обусловлено

стремлением общества создать идеальную правовую среду, которая будет

способствовать формированию таких законодательных норм и правил,

соблюдение которых будет восприниматься всеми субъектами общества, как

безальтернативное;

- основные виды комплаенса в Казахстане в целом сформировались,

Сегодня комплаенс – один из самых современных и активно

развивающихся трендов. В отличие от зарубежных (особенно западных)

компаний, где данное направление активно развивается уже несколько

десятилетий, казахстанское корпоративное управление с этой функцией

столкнулось сравнительно недавно.

Так что же такое – комплаенс?

Википедия с отсылкой к оксфордскому словарю английского языка определяет compliance как «действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение (англ.) То есть, «Комплаенс» представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам», подразумевая следование действующему законодательству (внешние требования) и внутренним правилам организации.

Определяют комплаенс как способность действовать в соответствии с инструкциями, правилами и специальными требованиями.

В современной отечественной юриспруденции термин «комплаенс» используется в различных сферах, но в целом его смысл почти всегда

сводится к соблюдению (как правило, добровольному) установленных в

законодательстве и иных нормативно-правовых актах норм и правил.

Комплаенс — это комплекс инициатив, направленный на предупреждение противоречащих закону действий сотрудников компании и внедрение корпоративной бизнес-этики, основанной на соблюдении буквы закона

Комплаенс – это система внутреннего контроля, позволяющая управлять комплаенс-рисками: рисками привлечения к ответственности компаний и топ-менеджеров, и основанная на системном предварительном контроле за событиями, которые могут привести к несоблюдению установленных требований и обязательств.

Корпоративный комплаенс представляет собой совокупность процедур (процессов) экономического субъекта, регламентирующих поведение персонала в отношении соблюдения законодательных и этических норм

Что такое Комплаенс-риск (регуляторный риск) – это риск возникновения у компании (организации) финансовых или репутационных потерь, связанных с непреднамеренным или умышленным нарушением ее руководством или сотрудниками норм действующего законодательства РК, требований контрольно-надзорных органов, внутренних корпоративных регламентов, отраслевых стандартов, а также норм деловой этики, принятых в данной бизнес-среде. Это могут быть мошенничество, получение взяток от поставщиков и подрядчиков, уклонение от налогов, искажение финансовой отчетности и другие нарушения. Почему в компании возникают комплаенс-риски? Отсутствует практика регулярного мониторинга изменений в налоговом, антимонопольном и антикоррупционном законодательстве. Отсутствует или некачественно организована система внутреннего контроля: риски не выявляют и не минимизируют, должностные преступления не расследуют, контрагентов не проверяют. Сотрудники не проходят обучение и не знают, какие их действия являются нарушением закона, и чем чревато для организации их неэтичное поведение. Персонал обладает недостаточным уровнем исполнительской дисциплины. Недобросовестные сотрудники в своих личных интересах преднамеренно идут на нарушение закона.

Большая часть случаев мошенничества возникает из-за слабости внутреннего контроля.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил усилить профилактическую работу по противодействию коррупции, активному использованию антикоррупционной политики в корпоративном секторе.

Антикоррупционная трансформация и добропорядочность при ведении дел должны стать незыблемым стандартом. Об этом говорит ряд рекомендаций международных организаций.

практика применения комплаенс-службы широко развита в корпоративном секторе международного уровня. С учетом лучших международных практик в октябре 2020 года в Закон «О противодействии коррупции» были внесены поправки в части регламентации института комплаенс.

В субъектах квазигоссектора определяются структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб. Создание данных структур для субъектов квазигоссектора является обязательством.

Антикоррупционные комплаенс-службы представляют из себя независимые подразделения в организации, имеющие официальный статус, право доступа на получение всей необходимой информации, право на проведение внутренних расследований по потенциальным нарушениям с привлечением необходимых экспертов в сфере комплаенс-контроля.  Комплаенс-службы – это, так сказать, комиссары Агентства на местах, которые взаимодействуют со всеми категориями регулирующих и надзорных органов, обеспечивая успешную реализацию многоуровневой системы противодействия коррупции.

Основная миссия антикоррупционных комплаенс-служб – обеспечение соблюдения организацией и ее работниками законодательства о противодействии коррупции. В целях обеспечения методологической помощи, а также эффективного внедрения данного института, Агентством разработаны методические рекомендации, способствующие формированию единого подхода в реализации антикоррупционной политики.

В рекомендациях определен ряд задач, обязательных для применения антикоррупционными комплаенс-службами, в том числе: - разработка документов по противодействию коррупции; - проведение антикоррупционного мониторинга и выявление коррупционных рисков в деятельности организаций; - проведение антикоррупционных разъяснительных встреч с коллективом; - выявление и урегулирование конфликта интересов; - развитие корпоративных этических ценностей и др.

Для обеспечения независимости при проведении вышеперечисленных мероприятий комплаенс-служб подотчетны коллегиальному органу организации, Наблюдательному Совету и главному врачу. 

Существует антикоррупционный стандарт ISO 37001 «Система менеджмента противодействия коррупции». Он содержит ряд рекомендаций, направленных на вооружение антикоррупционной комплаенс-службы и комплаенс-офицеров. В том числе, назначение менеджера по соблюдению требований для надзора за антикоррупционной программой, обеспечение процесса обучения персонала по вопросам борьбы со взяточничеством, а также оценка коррупционных рисков, включая проведение комплексной проверки и др.

Таким образом, комплаенс-контролем, обеспечивающим превентивные функции противодействия коррупции в организациях охвачено большинство сфер жизнедеятельности в Казахстане. «Действовать превентивно» означает «действовать на опережение». Всё, что связано с предупреждением может быть «превентивным».