Семинар-лекция на тему: «Антикоррупционное законодательство, изменения в законодательстве, ответственность  за нарушение»

Антикоррупционная политика Казахстана постоянно совершенствуется исходя из запросов общества с учетом национальной практики и передового зарубежного опыта.

Президент страны отметил, что бескомпромиссная борьба с коррупцией является одним из основных приоритетов государственной политики.

2 февраля 2022 года Указом Президента принята новая Концепция антикоррупционной политики РК на 2022-2026 годы, согласно которой Казахстан нацелен на переход от рутинного противодействия коррупции к коренному изменению общественного сознания, непринятия населением любых форм коррупции и непотизма, приоритету превентивных мер.

Абсолютное неприятие коррупции будет достигнуто путем повышения антикоррупционной культуры, систематизации воспитательных и образовательных мер, мотивации представителей государственного аппарата и бизнес-сообщества на добропорядочное поведение.         

Так, за последние годы в антикоррупционное законодательство страны введены ряд изменений.

Введено новое антикоррупционное ограничение для государственных служащих, депутатов Парламента и судей на владение счетами в зарубежных банках.

В Уголовный кодекс внесены соответствующие поправки по ужесточению ответственности за дачу взятки и за посредничество. К примеру, ранее за преступление, предусмотренное частью 2 статьи 367 УК "Дача взятки в значительном размере" максимальная санкция составляла до пяти лет лишения свободы, и, соответственно, это деяние признавалось преступлением средней тяжести. Теперь, согласно новой редакции, верхний порог наказания увеличен до семи лет, что автоматически относит это преступление к категории тяжких. Для осужденных за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления исключена возможность применения условно-досрочного освобождения. Установлен запрет на отбытие наказания за взяточничество сразу в учреждении минимальной безопасности.

То есть и берущие, и дающие взятки строго наказываются.

Предусмотрен полный запрет на получение и дарение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей госслужащим и приравненным к ним лицам, и членам их семей.

Усилены нормы о недопустимости совместной службы (работы) указанных лиц с близкими родственниками, супругами и свойственниками. Кандидаты на государственную должность обязаны уведомлять о работающих родственниках в государственной организации.

Осуществлен перезапуск работы с обращениями граждан путем внедрения специального сервиса "е-Обращение", позволяющего удобно и быстро подавать жалобы, отслеживая их рассмотрение в онлайн-режиме.

Введена дифференцированная система поощрения граждан, сообщающих о фактах коррупции и иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции. Теперь вознаграждения выплачиваются в зависимости от размера взятки или причиненного ущерба, а не фиксированно, как это было ранее. Максимальная выплата может составлять четыре тысячи месячных расчетных показателей.

Действует пожизненный запрет на трудоустройство на государственную службу и в субъекты квазигосударственного сектора для лиц, совершивших коррупционные преступления.

Ужесточены санкции за коррупционные преступления для сотрудников правоохранительных органов, судей, взяткодателей и посредников во взяточничестве.

Введен институт персональной ответственности руководителей государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора за коррупцию подчиненных.

Также, согласно Концепции внедряются новые инструменты по профилактике коррупции среди госаппарата. А именно, вырабатываются механизмы внедрения проверки на добропорядочность «Integrity Check», которая позволит своевременно выявлять и увольнять недобросовестных служащих, предотвращая ущерб государству и обществу от их потенциальных коррупционных деяний.

Следующая мера противодействия коррупции среди госслужащих – это реализация принципа «следуй за деньгами» «follow the money», поиск и возврат активов, конфискация имущества, полученных преступным путем.

В целом антикоррупционная политика нацелена на создание таких условий, когда коррупция будет экономически и репутационно невыгодной.

Борьба с коррупцией и применение современных методов ее предотвращения являются актуальной задачей, в том числе и для корпоративного сектора.

В связи с чем, в Закон «О противодействии коррупции» внесены изменения по реализации института антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов в организациях квазигосударственного и частного сектора.

На сегодняшний день, в области комплаенс-службы созданы в 389-ти субъектах квазигосударственного сектора.

Расширен круг потенциальных субъектов коррупционных правонарушений в квазигосударственном секторе. К таковым отнесены лица, уполномоченные на принятие решений по организации и проведению закупок либо ответственные за отбор и реализацию проектов, финансируемых из государственного бюджета и Национального фонда.

В Концепции особое внимание уделено ключевым проблемам, требующим решения в среднесрочной перспективе:

Первое, это – "бытовая" коррупция. Так как большая доля взяточничества связана именно с ней. К сожалению, в обществе все ещё бытует мнение, что легче дать, чтобы получить какие-то блага, или решить какой-то вопрос.

Второе – высокая коррупционная уязвимость процесса распределения бюджетных средств. Ключевой причиной негативной практики является недостаточная взаимосвязь между системой планирования и освоением бюджетных средств. Бюджетные заявки зачастую формируются на основании необоснованно завышенных ценовых предложений компаний, нередко аффилированных с ответственными лицами.

Далее, недостаточная прозрачность закупок. В 2020 году доля государственных закупок в общей сумме бюджетных расходов составила 35%, это 7% в структуре ВВП Казахстана, что демонстрирует весьма существенное экономическое влияние на рынок. Такой оборот бюджетных средств усиливает коррупционную привлекательность системы государственных закупок. Каждое пятое коррупционное преступление совершено в данной сфере.

Четвертое, высокий уровень участия государства в экономике. Существенная доля государственного участия в экономике сдерживает конкуренцию между субъектами экономической деятельности, мешает формированию крепкого частного сектора и тормозит переход страны к новой модели экономического роста.

Пятое, несовершенство механизмов конструктивного взаимодействия институтов гражданского общества с государством.

Опыт стран с низким уровнем коррупции свидетельствует, что главным условием ее минимизации является широкая вовлеченность гражданского общества.

Шестое, несовершенная система мониторинга эффективности антикоррупционных мер

Отсутствует единая национальная публичная система оценки уровня коррупции в разрезе всех субъектов, сфер и территорий. Нет исчерпывающего, обоснованного, понятного и стабильного перечня измеримых целевых показателей для руководителей государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора в части превенции коррупции.

В целом, согласно Концепции будет продолжено развитие целостной антикоррупционной политики, учитывающей достигнутые результаты, международные стандарты и стратегические цели на предстоящий период.

Выработанные антикоррупционные меры будут направлены на комплексное устранение предпосылок коррупции, в особенности "бытовой", обеспечение неотвратимости ответственности, широкое вовлечение гражданского общества в противодействие коррупции.